Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — биология
Вариант № 11730
1.  
i

Клас­си­фи­ци­руй­те вишню обык­но­вен­ную, рас­по­ло­жив в по­ряд­ке иерар­хич­но­сти (на­чи­ная с наи­мень­ше­го ранга) пять под­хо­дя­щих эле­мен­тов из пред­ло­жен­ных:

 

1)  род Вишня

2)  отряд Цвет­ко­вые

3)  цар­ство Рас­те­ния

4)  класс Дву­доль­ные

5)  се­мей­ство Ро­зо­вые

6)  се­мей­ство Бо­бо­вые

7)  класс Од­но­доль­ные

8)  отдел По­кры­то­се­мен­ные

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 74132.

2.  
i

Клас­си­фи­ци­руй­те ор­га­низ­мы и ука­жи­те че­ты­ре рас­те­ния, ко­то­рые от­но­сят­ся к од­но­му и тому же от­де­лу:

 

1)  пырей;

2)  бе­ре­за;

3)  си­рень;

4)  спи­ро­ги­ра;

5)  ти­мо­фе­ев­ка;

6)  лист­вен­ни­ца.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 13... .

3.  
i

Клас­си­фи­ци­руй­те кле­вер лу­го­вой, рас­по­ло­жив в по­ряд­ке иерар­хич­но­сти (на­чи­ная с наи­мень­ше­го ранга) пять под­хо­дя­щих эле­мен­тов из пред­ло­жен­ных:

 

1)  се­мей­ство Ро­зо­вые

2)  се­мей­ство Бо­бо­вые

3)  класс Од­но­доль­ные

4)  отдел По­кры­то­се­мен­ные

5)  род Кле­вер

6)  отряд Цвет­ко­вые

7)  цар­ство Рас­те­ния

8)  класс Дву­доль­ные

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 74132.

4.  
i

Клас­си­фи­ци­руй­те люпин жёлтый, рас­по­ло­жив в по­ряд­ке иерар­хич­но­сти (на­чи­ная с наи­мень­ше­го ранга) пять под­хо­дя­щих эле­мен­тов из пред­ло­жен­ных:

 

1)  отдел По­кры­то­се­мен­ные

2)  класс Од­но­доль­ные

3)  се­мей­ство Бо­бо­вые

4)  класс Дву­доль­ные

5)  цар­ство Рас­те­ния

6)  се­мей­ство Злаки

7)  тип Цвет­ко­вые

8)  род Люпин

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 74132.

5.  
i

Клас­си­фи­ци­руй­те ти­мо­фе­ев­ку лу­го­вую, рас­по­ло­жив в по­ряд­ке иерар­хич­но­сти (на­чи­ная с наи­мень­ше­го ранга) пять под­хо­дя­щих эле­мен­тов из пред­ло­жен­ных:

 

1)  род Ти­мо­фе­ев­ка

2)  се­мей­ство Злаки

3)  отряд Цвет­ко­вые

4)  цар­ство Рас­те­ния

5)  класс Дву­доль­ные

6)  се­мей­ство Бо­бо­вые

7)  класс Од­но­доль­ные

8)  отдел По­кры­то­се­мен­ные

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 74132.

6.  
i

Клас­си­фи­ци­руй­те ор­га­низ­мы и ука­жи­те че­ты­ре рас­те­ния, ко­то­рые от­но­сят­ся к од­но­му и тому же от­де­лу:

 

1)  ясень

2)  рожь

3)  очи­ток

4)  воль­вокс

5)  саль­ви­ния

6)  по­до­рож­ник

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 13... .

7.  
i

Ука­жи­те груп­пу, к ко­то­рой от­но­сят­ся пред­ло­жен­ные рас­те­ния:

Рас­те­ние

A)  астра
Б) пихта
B) мят­лик
Г) сфаг­нум
Д) щи­тов­ник

Груп­па

1)  Мхи
2) Па­по­рот­ни­ки
3) Го­ло­се­мен­ные
4) По­кры­то­се­мен­ные

8.  
i

Клас­си­фи­ци­руй­те ор­га­низ­мы и ука­жи­те че­ты­ре рас­те­ния, ко­то­рые от­но­сят­ся к од­но­му и тому же от­де­лу:

 

1)  лук

2)  мукор

3)  кле­вер

4)  по­лынь

5)  кла­до­ния

6)  зем­ля­ни­ка

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 13... .

9.  
i

Клас­си­фи­ци­руй­те ор­га­низ­мы и ука­жи­те че­ты­ре рас­те­ния, ко­то­рые от­но­сят­ся к од­но­му и тому же от­де­лу:

1)  ель; 2) астра; 3) рогоз; 4) ма­ли­на; 5) кла­до­ния; 6) ши­пов­ник.

10.  
i

Клас­си­фи­ци­руй­те ор­га­низ­мы и ука­жи­те че­ты­ре рас­те­ния, ко­то­рые от­но­сят­ся к од­но­му и тому же от­де­лу:

1)  лен; 2) клен; 3) орляк; 4) яч­мень; 5) спо­ры­нья; 6) ши­пов­ник.

11.  
i

Клас­си­фи­ци­руй­те ор­га­низ­мы и ука­жи­те че­ты­ре рас­те­ния, ко­то­рые от­но­сят­ся к од­но­му и тому же от­де­лу:

 

1)  горох

2)  люпин

3)  по­лынь

4)  ла­ми­на­рия

5)  лист­вен­ни­ца

6)  мать-и-ма­че­ха

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 13... .

12.  
i

Клас­си­фи­ци­руй­те редь­ку дикую, рас­по­ло­жив в по­ряд­ке иерар­хич­но­сти (на­чи­ная с наи­мень­ше­го ранга) пять под­хо­дя­щих эле­мен­тов из пред­ло­жен­ных:

 

1)се­мей­ство Кре­сто­цвет­ные

2)  отдел По­кры­то­се­мен­ные

3)  класс Од­но­доль­ные

4)  се­мей­ство Бо­бо­вые

5)  класс Дву­доль­ные

6)  цар­ство Рас­те­ния

7)  отряд Цвет­ко­вые

8)  род Редь­ка

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 74132.

13.  
i

Клас­си­фи­ци­руй­те ор­га­низ­мы и ука­жи­те че­ты­ре рас­те­ния, ко­то­рые от­но­сят­ся к од­но­му и тому же от­де­лу:

1)  пырей; 2) бе­ре­за; 3) си­рень; 4) спи­ро­ги­ра; 5) ти­мо­фе­ев­ка; 6) лист­вен­ни­ца.

14.  
i

Клас­си­фи­ци­руй­те ор­га­низ­мы и ука­жи­те че­ты­ре рас­те­ния, ко­то­рые от­но­сят­ся к од­но­му и тому же от­де­лу:

1)  ясень; 2) рожь; 3) очи­ток; 4) воль­вокс; 5) саль­ви­ния; 6) по­до­рож­ник.

15.  
i

Клас­си­фи­ци­руй­те ор­га­низ­мы и ука­жи­те че­ты­ре рас­те­ния, ко­то­рые от­но­сят­ся к од­но­му и тому же от­де­лу:

 

1)  лен;

2)  клен;

3)  орляк;

4)  яч­мень;

5)  спо­ры­нья;

6)  ши­пов­ник

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 13... .

16.  
i

Отдел  — это так­со­но­ми­че­ская ка­те­го­рия, объ­еди­ня­ю­щая род­ствен­ные:

1) типы
2) клас­сы
3) цар­ства
4) от­ря­ды
17.  
i

В бес­по­лом раз­мно­же­нии могут участ­во­вать:

1) спер­ма­то­зо­и­ды три­то­на
2) яй­це­клет­ки лист­вен­ни­цы
3) фраг­мен­ты тал­ло­ма ла­ми­на­рии
4) споры бак­те­рии — воз­бу­ди­те­ля чумы
18.  
i

Ука­жи­те ста­дию жиз­нен­но­го цикла ку­куш­ки­на льна, обо­зна­чен­ную на схеме циф­рой 4:

1) ар­хе­го­ний
2) про­то­не­ма
3) яй­це­клет­ка
4) спер­ма­то­зо­ид
19.  
i

В бес­по­лом раз­мно­же­нии могут участ­во­вать:

1) га­ме­ты ужа
2) усы зем­ля­ни­ки
3) спер­ма­то­зо­и­ды пла­у­на
4) споры бак­те­рии — воз­бу­ди­те­ля брюш­но­го тифа
20.  
i

Раз­мно­же­ние жи­вот­ных обес­пе­чи­ва­ет си­сте­ма ор­га­нов:

1) нерв­ная
2) по­ло­вая
3) вы­де­ли­тель­ная
4) опор­но-дви­га­тель­ная
21.  
i

В бес­по­лом раз­мно­же­нии могут участ­во­вать:

1) га­ме­ты ши­пов­ни­ка
2) яй­це­клет­ки тра­вя­ной ля­гуш­ки
3) фраг­мен­ты ми­це­лия пе­ни­цил­ла
4) споры бак­те­рии — воз­бу­ди­те­ля хо­ле­ры
22.  
i

Ука­жи­те ста­дию жиз­нен­но­го цикла ку­куш­ки­на льна, обо­зна­чен­ную на схеме циф­рой 6:

1) про­то­не­ма
2) ар­хе­го­ний
3) по­ло­вое по­ко­ле­ние
4) ко­ро­боч­ка на ножке
23.  
i

Ука­жи­те ста­дию жиз­нен­но­го цикла ку­куш­ки­на льна, обо­зна­чен­ную на схеме циф­рой 6:

1) за­ро­сток
2) по­ло­вое по­ко­ле­ние
3) бес­по­лое по­ко­ле­ние
4) ли­сто­сте­бель­ное рас­те­ние
24.  
i

Под пло­ид­но­стью по­ни­ма­ют ко­ли­че­ство оди­на­ко­вых на­бо­ров хро­мо­сом в ядре клет­ки. Пло­ид­ность со­ма­ти­че­ских кле­ток рас­те­ния  — 2. Ука­жи­те пло­ид­ность клет­ки си­нер­ги­ды, рас­по­ло­жен­ной в за­ро­ды­ше­вом мешке на одном по­лю­се с яй­це­клет­кой.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 8.

25.  
i

Опре­де­ли­те, какие утвер­жде­ния от­но­сят­ся к по­ло­во­му раз­мно­же­нию (I), а какие  — к бес­по­ло­му (II):

 

а  — спо­соб­ству­ет быст­ро­му уве­ли­че­нию чис­лен­но­сти осо­бей в по­пу­ля­ции без по­вы­ше­ния их ге­не­ти­че­ско­го раз­но­об­ра­зия

б  — осу­ществ­ля­ет­ся с по­мо­щью спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных кле­ток  — гамет

в  — новый ор­га­низм раз­ви­ва­ет­ся из зи­го­ты

г  — одной из форм яв­ля­ет­ся поч­ко­ва­ние

1) I — а, в; II — б, г
2) I — б; II — а, в, г
3) I — a, г, II — б, в
4) I — б, в; II — а, г
26.  
i

Ука­жи­те ста­дию жиз­нен­но­го цикла ку­куш­ки­на льна, обо­зна­чен­ную на схеме циф­рой 6:

1) про­то­не­ма
2) ар­хе­го­ний
3) по­ло­вое по­ко­ле­ние
4) ко­ро­боч­ка на ножке
27.  
i

Вы­бе­ри­те от­ли­чи­тель­ные при­зна­ки про­цес­сов опы­ле­ния и опло­до­тво­ре­ния таких цвет­ко­вых рас­те­ний, как вал­лис­не­рия (I) и ду­ши­стый табак (II), а также при­зна­ки, общие для обоих рас­те­ний (III):

а)  опы­ля­ет­ся на­се­ко­мы­ми;

б)  ха­рак­тер­но са­мо­опы­ле­ние;

в)  пыль­ца пе­ре­но­сит­ся водой;

г)  цвет­ки рас­кры­ва­ют­ся в тем­ное время суток;

д)  за­ро­дыш в се­ме­ни ди­пло­ид­ный;

е)  плод раз­ви­ва­ет­ся из око­ло­плод­ни­ка.

1) I — б; II — а; III — д, e
2) I — в, е; II — а; III — г
3) I — в; II — a, г; III — д
4) I - в; II - б; III - г, д, e
28.  
i

Опре­де­ли­те, какие утвер­жде­ния ха­рак­те­ри­зу­ют по­ло­вое раз­мно­же­ние (I), а какие  — бес­по­лое (II):

 

а  — обу­слов­ли­ва­ет зна­чи­тель­ную ком­би­на­тив­ную из­мен­чи­вость

б  — одной из форм яв­ля­ет­ся фраг­мен­та­ция

в  — может осу­ществ­лять­ся с по­мо­щью ве­ге­та­тив­ных ор­га­нов

г  — новый ор­га­низм может раз­ви­вать­ся из не­опло­до­тво­рен­ной яй­це­клет­ки

1) I — а, б, г; II — в
2) I — г; II — а, б, в
3) I — a, г; II — б, в
4) I — б, в; II — а, г
29.  
i

Ука­жи­те ста­дию жиз­нен­но­го цикла ку­куш­ки­на льна, обо­зна­чен­ную на схеме циф­рой 1:

1) ар­хе­го­ний
2) ан­те­ри­дий
3) спер­ма­то­зо­ид
4) ко­ро­боч­ка на ножке
30.  
i

Ука­жи­те ста­дию жиз­нен­но­го цикла ку­куш­ки­на льна, обо­зна­чен­ную на схеме циф­рой 7:

1) за­ро­дыш
2) про­то­не­ма
3) бес­по­лое по­ко­ле­ние
4) ко­ро­боч­ка на ножке
31.  
i

Опре­де­ли­те, какие утвер­жде­ния от­но­сят­ся к по­ло­во­му раз­мно­же­нию (I), а какие  — к бес­по­ло­му (II):

 

а  — спо­соб­ству­ет при­спо­саб­ли­ва­е­мо­сти ор­га­низ­мов в из­ме­ня­ю­щих­ся усло­ви­ях среды

б  — одной из форм яв­ля­ет­ся поч­ко­ва­ние

в  — участ­ву­ют две спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные клет­ки  — га­ме­ты

г  — при­ме­ром может слу­жить раз­ви­тие не­сколь­ких за­ро­ды­шей (близ­не­цов) из зи­го­ты у жи­вот­ных и че­ло­ве­ка

1) I — в, г; II — а, б
2) I — в; II — а, б, г
3) I — б, г, II — а, в
4) I — а, в; II — б, г
32.  
i

Ука­жи­те ста­дию жиз­нен­но­го цикла ку­куш­ки­наль­на, обо­зна­чен­ную на схеме циф­рой 7:

1) спо­ро­фит
2) про­то­не­ма
3) яй­це­клет­ка
4) ко­ро­боч­ка на ножке
33.  
i

В бес­по­лом раз­мно­же­нии могут участ­во­вать:

1) га­ме­ты по­до­рож­ни­ка
2) спер­ма­то­зо­и­ды бу­ро­го мед­ве­дя
3) стеб­ле­вые от­вод­ки смо­ро­ди­ны
4) споры бак­те­рии — воз­бу­ди­те­ля чумы
34.  
i

Опре­де­ли­те, какие утвер­жде­ния от­но­сят­ся к по­ло­во­му раз­мно­же­нию (I), а какие  — к бес­по­ло­му (II):

 

а  — обес­пе­чи­ва­ет­ся спо­соб­но­стью к ре­ге­не­ра­ции

б  — одной из форм яв­ля­ет­ся пар­те­но­ге­нез

в  — может осу­ществ­лять­ся с по­мо­щью ве­ге­та­тив­ных ор­га­нов

г  — новый ор­га­низм раз­ви­ва­ет­ся из зи­го­ты

1) I — а, б, г; II — в
2) I — а, г; II — б, в
3) I — a, в; II — б, г
4) I — б, г; II — а, в
35.  
i

В бес­по­лом раз­мно­же­нии могут участ­во­вать:

1) яй­це­клет­ки реч­но­го рака
2) ли­стья узам­бар­ской фи­ал­ки
3) га­ме­ты саль­ви­нии пла­ва­ю­щей
4) споры бак­те­рии — воз­бу­ди­те­ля хо­ле­ры
36.  
i

Опре­де­ли­те, какие утвер­жде­ния от­но­сят­ся к по­ло­во­му раз­мно­же­нию (I), а какие  — к бес­по­ло­му (II):

 

а  — спо­соб­ству­ет быст­ро­му уве­ли­че­нию чис­лен­но­сти осо­бей в по­пу­ля­ции без по­вы­ше­ния их ге­не­ти­че­ско­го раз­но­об­ра­зия

б  — новый ор­га­низм может раз­ви­вать­ся из не­опло­до­тво­рен­ной яй­це­клет­ки

в  — уси­ли­ва­ет дей­ствие дви­жу­ще­го от­бо­ра

г  — ма­те­рин­ский ор­га­низм об­ра­зу­ет спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные клет­ки  — споры

1) I — в; II — а, б, г
2) I — а, в; II — б, г
3) I — a, г; II — б, в
4) I — б, в; II — а, г
37.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­жен лист:

1) пе­ри­сто­слож­ный
2) паль­ча­то­слож­ный
3) про­стой, с цель­ной ли­сто­вой пла­стин­кой
4) про­стой, с рас­чле­нен­ной ли­сто­вой пла­стин­кой
38.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­жен лист:

1) паль­ча­то­слож­ный
2) про­стой лан­цет­ный
3) пе­ри­сто­рас­чле­нен­ный
4) про­стой серд­це­вид­ный
39.  
i

Ука­жи­те эко­ло­ги­че­скую груп­пу птиц, пред­ста­ви­те­лем ко­то­рой яв­ля­ет­ся ку­куш­ка обык­но­вен­ная:

1) птицы лесов;
2) птицы от­кры­тых про­странств;
3) птицы куль­тур­ных ланд­шаф­тов;
4) во­до­пла­ва­ю­щие и око­ло­вод­ные птицы.
40.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­жен лист:

1) паль­ча­то­слож­ный
2) про­стой лан­цет­ный
3) пе­ри­сто­рас­чле­нен­ный
4) про­стой серд­це­вид­ный
41.  
i

Часть по­бе­га, обо­зна­чен­ная на ри­сун­ке циф­рой 2, на­зы­ва­ет­ся:

1) узел
2) почка
3) меж­до­уз­лие
4) па­зу­ха листа
42.  
i

Ука­жи­те эко­ло­ги­че­скую груп­пу птиц, пред­ста­ви­те­лем ко­то­рой яв­ля­ет­ся сойка:

1) птицы лесов;
2) птицы от­кры­тых про­странств;
3) птицы куль­тур­ных ланд­шаф­тов;
4) во­до­пла­ва­ю­щие и око­ло­вод­ные птицы.
43.  
i

Циф­рой 5 на ри­сун­ке обо­зна­чен:

1) узел
2) плод
3) побег
4) цве­ток
44.  
i

Схема ка­ко­го со­цве­тия пред­став­ле­на на ри­сун­ке?

1) ме­тел­ка
2) про­стой колос
3) кор­зин­ка
4) про­стой зон­тик
45.  
i

На­зо­ви­те эле­мент, обо­зна­чен­ный на схеме стро­е­ния цвет­ка циф­рой 1:

1) за­вязь
2) пыль­ник
3) рыль­це пе­сти­ка
4) ты­чи­ноч­ная нить
46.  
i

Часть по­бе­га, обо­зна­чен­ная на ри­сун­ке циф­рой 1, на­зы­ва­ет­ся:

1) плод
2) почка
3) меж­до­уз­лие
4) па­зу­ха листа
47.  
i

На схеме стро­е­ния паука кре­сто­ви­ка ядо­ви­тая же­ле­за обо­зна­че­на циф­рой:

1) 1;
2) 2
3) 3
4) 4.
48.  
i

Какой эле­мент цве­точ­ной почки обо­зна­чен на ри­сун­ке циф­рой 2?

1) по­чеч­ные чешуи
2) конус на­рас­та­ния
3) за­ча­точ­ный сте­бель
4) за­ча­точ­ные со­цве­тия
49.  
i

На ри­сун­ке ске­ле­та птицы таз обо­зна­чен циф­рой:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
50.  
i

Схема ка­ко­го со­цве­тия пред­став­ле­на на ри­сун­ке?

1) про­стой колос
2) про­стой щиток
3) го­лов­ка
4) кор­зин­ка
51.  
i

На­зо­ви­те эле­мент, обо­зна­чен­ный на схеме стро­е­ния цвет­ка циф­рой 5:

1) за­вязь
2) пыль­ник
3) рыль­це пе­сти­ка
4) ты­чи­ноч­ная нить
52.  
i

На­зо­ви­те эле­мент, обо­зна­чен­ный на схеме стро­е­ния цвет­ка циф­рой 6:

1) вен­чик
2) ле­пе­сток
3) цве­то­ло­же
4) ча­ше­ли­стик
53.  
i

Пло­да­ми яв­ля­ют­ся:

 

а  — кры­лат­ка клена

б  — лу­ко­ви­ца лука

в  — шишка лист­вен­ни­цы

г  — ягода чер­ни­ки

д  — кор­не­вые клуб­ни чи­стя­ка

1) а, б, г
2) б, в, д
3) толь­ко а, г
4) толь­ко б, г
54.  
i

Со­цве­тие, ха­рак­те­ри­зу­ю­ще­е­ся рас­ши­рен­ной блюд­це­вид­ной или ко­ни­че­ской осью, на ко­то­рой рас­по­ла­га­ют­ся си­дя­чие цвет­ки, на­зы­ва­ет­ся:

1) колос
2) зон­тик
3) ме­тел­ка
4) кор­зин­ка
55.  
i

На­зо­ви­те эле­мент, обо­зна­чен­ный на схеме стро­е­ния цвет­ка циф­рой 6:

1) вен­чик
2) ле­пе­сток
3) цве­то­ло­же
4) ча­ше­ли­стик
56.  
i

Схема ка­ко­го со­цве­тия пред­став­ле­на на ри­сун­ке?

1) по­ча­ток
2) ме­тел­ка
3) про­стая кисть
4) про­стой щиток
57.  
i

Со­цве­тие, на глав­ном цве­то­но­се ко­то­ро­го в оче­ред­ном по­ряд­ке рас­по­ла­га­ют­ся цвет­ки на за­мет­ных цве­то­нож­ках, на­зы­ва­ет­ся:

1) по­ча­ток
2) про­стая кисть
3) про­стой колос
4) слож­ный зон­тик
58.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­жен лист:

1) пе­ри­сто­слож­ный
2) трой­ча­то­слож­ный
3) про­стой ли­ней­ный
4) паль­ча­то­рас­чле­нен­ный
59.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­жен лист:

1) пе­ри­сто­слож­ный
2) паль­ча­то­слож­ный
3) про­стой, с цель­ной ли­сто­вой пла­стин­кой
4) про­стой, с рас­чле­нен­ной ли­сто­вой пла­стин­кой
60.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­жен лист:

1) пе­ри­сто­слож­ный
2) паль­ча­то­слож­ный
3) про­стой, с цель­ной ли­сто­вой пла­стин­кой
4) про­стой, с рас­чле­нен­ной ли­сто­вой пла­стин­кой
61.  
i

На­зо­ви­те эле­мент, обо­зна­чен­ный на схеме стро­е­ния цвет­ка циф­рой 9:

1) вен­чик
2) ча­шеч­ка
3) цве­то­ло­же
4) цве­то­нож­ка
62.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­жен лист:

1) пе­ри­сто­слож­ный
2) про­стой округ­лый
3) про­стой ли­ней­ный
4) паль­ча­то­рас­чле­нен­ный
63.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­жен лист:

1) паль­ча­то­слож­ный
2) про­стой ли­ней­ный
3) пе­ри­сто­рас­чле­нен­ный
4) про­стой серд­це­вид­ный
64.  
i

На ри­сун­ке ске­ле­та птицы кре­стец обо­зна­чен циф­рой:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
65.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­жен лист:

1) пе­ри­сто­слож­ный
2) трой­ча­то­слож­ный
3) про­стой ли­ней­ный
4) паль­ча­то­рас­чле­нен­ный
66.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­жен лист:

1) паль­ча­то­слож­ный
2) трой­ча­то­слож­ный
3) про­стой ли­ней­ный
4) пе­ри­сто­рас­чле­нен­ный
67.  
i

На­зо­ви­те эле­мент, обо­зна­чен­ный на схеме стро­е­ния цвет­ка циф­рой 3:

1) ча­шеч­ка
2) ле­пе­сток
3) цве­то­ло­же
4) ча­ше­ли­стик
68.  
i

Какой эле­мент цве­точ­ной почки обо­зна­чен на ри­сун­ке циф­рой 3?

1) по­чеч­ные чешуи
2) конус на­рас­та­ния
3) за­ча­точ­ные ли­стья
4) за­ча­точ­ные со­цве­тия
69.  
i

Какой эле­мент цве­точ­ной почки обо­зна­чен на ри­сун­ке циф­рой 1?

1) по­чеч­ные чешуи
2) конус на­рас­та­ния
3) за­ча­точ­ный сте­бель
4) за­ча­точ­ные со­цве­тия
70.  
i

Ука­жи­те бес­хво­стую ам­фи­бию, за­не­сен­ную в Крас­ную книгу Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь:

1) жаба ка­мы­шо­вая;
2) че­ре­па­ха бо­лот­ная;
3) три­тон гре­бен­ча­тый;
4) жер­лян­ка крас­но­брю­хая.
71.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­жен лист:

1) пе­ри­сто­слож­ный
2) трой­ча­то­слож­ный
3) про­стой ли­ней­ный
4) паль­ча­то­рас­чле­нен­ный
72.  
i

Схема ка­ко­го со­цве­тия пред­став­ле­на на ри­сун­ке?

1) про­стая кисть
2) про­стой щиток
3) по­ча­ток
4) ме­тел­ка
73.  
i

У реч­но­го окуня пре­вра­ще­ние ве­ноз­ной крови в ар­те­ри­аль­ную про­ис­хо­дит в:

1) серд­це;
2) жа­бер­ных ты­чин­ках;
3) жа­бер­ных ле­пест­ках;
4) ка­пил­ля­рах пар­ных и не­пар­ных плав­ни­ков.
74.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­жен лист:

1) пе­ри­сто­слож­ный
2) паль­ча­то­слож­ный
3) про­стой, с цель­ной ли­сто­вой пла­стин­кой
4) про­стой, с рас­чле­нен­ной ли­сто­вой пла­стин­кой
75.  
i

Пло­да­ми яв­ля­ют­ся:

 

а  — клу­бень кар­то­фе­ля

б  — стру­чок ка­пу­сты

в  — кор­не­ви­ще брус­ни­ки

г  — шишка сосны

д  — ко­стян­ка вишни

1) а, б, д
2) а, в, г
3) б, г, д
4) толь­ко б, д
76.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­жен лист:

1) пе­ри­сто­слож­ный
2) паль­ча­то­слож­ный
3) про­стой, с цель­ной ли­сто­вой пла­стин­кой
4) про­стой, с рас­чле­нен­ной ли­сто­вой пла­стин­кой
77.  
i

Пло­да­ми яв­ля­ют­ся:

 

а  — клу­бень то­пи­нам­бу­ра

б  — шиш­ко­я­го­да мож­же­вель­ни­ка

в  — ягода то­ма­та

г  — кор­не­плод свек­лы

д  — се­мян­ка под­сол­неч­ни­ка

1) а, в, г
2) б, в, д
3) толь­ко а, г
4) толь­ко в, д
78.  
i

Со­цве­тие, на цве­то­но­се ко­то­ро­го рас­по­ла­га­ют­ся бо­ко­вые оси, вы­хо­дя­щие из вер­хуш­ки цве­то­но­са и не­су­щие цвет­ки на цве­то­нож­ках оди­на­ко­вой длины, на­зы­ва­ет­ся:

1) ме­тел­ка
2) по­ча­ток
3) про­стой колос
4) слож­ный зон­тик
79.  
i

Пло­да­ми яв­ля­ют­ся:

 

а  — ко­ро­боч­ка мака

б  — кор­не­плод мор­ко­ви

в  — шиш­ко­я­го­да мож­же­вель­ни­ка

г  — тык­ви­на огур­ца

д  — лу­ко­ви­ца лилии

1) а, в, г
2) б, г, д
3) толь­ко а, г
4) толь­ко б, д
80.  
i

Пло­да­ми яв­ля­ют­ся:

 

а  — ко­стян­ка сливы

б  — кор­не­плод ре­ди­са

в  — шишка сосны

г  — боб го­ро­ха

д  — лу­ко­ви­ца чес­но­ка

1) а, в, г
2) б, г, д
3) а, б, д
4) толь­ко а, г
81.  
i

Со­цве­тие, к глав­ной оси ко­то­ро­го при­креп­ля­ют­ся бо­ко­вые оси, не­су­щие рас­по­ло­жен­ные в оче­ред­ном по­ряд­ке цвет­ки на цве­то­нож­ках, на­зы­ва­ет­ся:

1) про­стой зон­тик
2) слож­ный колос
3) по­ча­ток
4) слож­ная кисть
82.  
i

Вы­бе­ри­те вер­ные утвер­жде­ния:

 

а  — моч­ко­ва­тая кор­не­вая си­сте­ма об­ра­зо­ва­на хо­ро­шо вы­ра­жен­ным глав­ным и плохо вы­ра­жен­ны­ми при­да­точ­ны­ми кор­ня­ми

б  — об­ра­зо­ва­ние бо­ко­вых кор­ней про­ис­хо­дит в зоне про­ве­де­ния корня

в  — кор­не­плод яв­ля­ет­ся ви­до­из­ме­не­ни­ем глав­но­го корня

1) а, б
2) а, в
3) б, в
4) толь­ко в
83.  
i

Спо­соб­ность живых ор­га­низ­мов по­треб­лять из внеш­ней среды энер­гию и ве­ще­ства, не­об­хо­ди­мые для про­цес­сов жиз­не­де­я­тель­но­сти, на­зы­ва­ет­ся:

1) пи­та­ние
2) раз­мно­же­ние
3) раз­дра­жи­мость
4) кле­точ­ное стро­е­ние
84.  
i

Схема ка­ко­го со­цве­тия пред­став­ле­на на ри­сун­ке?

1) кор­зин­ка
2) про­стая кисть
3) го­лов­ка
4) про­стой зон­тик
85.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для хло­рен­хи­мы по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний:

 

а  — вхо­дит в со­став серд­це­ви­ны стеб­ля де­ре­вьев

б  — осу­ществ­ля­ет син­тез ор­га­ни­че­ских ве­ществ

в  — обес­пе­чи­ва­ет рост по­бе­га в тол­щи­ну

г  — со­сто­ит из живых тон­ко­стен­ных кле­ток

1) а, г
2) б, в
3) б, г
4) толь­ко а
86.  
i

Оха­рак­те­ри­зуй­те сте­бель цвет­ко­вых рас­те­ний:

 

а  — вы­пол­ня­ет опор­ную функ­цию

б  — в со­став дре­ве­си­ны вхо­дят си­то­вид­ные труб­ки

в  — обес­пе­чи­ва­ет уве­ли­че­ние пло­ща­ди по­верх­но­сти рас­те­ния путем ветв­ле­ния

г  — имеет узлы и меж­до­уз­лия

д  — участ­ву­ет в по­ло­вом раз­мно­же­нии

1) а, б, в
2) а, в, г
3) а, г, д
4) б, в, г
87.  
i

Опре­де­ли­те ткани цвет­ко­вых рас­те­ний по опи­са­нию:

ОПИ­СА­НИЕ

A)   со­сто­ит из кле­ток раз­лич­ной формы и круп­ных меж­клет­ни­ков; вы­пол­ня­ет вен­ти­ля­ци­он­ную и ды­ха­тель­ную функ­ции

Б)  со­сто­ит из мерт­вых кле­ток срав­но­мер­но утол­щен­ны­ми од­ре­вес­нев­ши­ми обо­лоч­ка­ми; при­да­ет проч­ность раз­лич­ным ча­стям рас­те­ния

В)  яв­ля­ет­ся слож­ной тка­нью, со­сто­я­щей из не­сколь­ких типов кле­ток; ос­нов­ной ее функ­ци­о­наль­ный эле­мент со­сто­ит из живых безъ­ядер ных кле­ток, по­пе­реч­ные пе­ре­го­род­ки между ко­то­ры­ми имеют много мел­ких от­вер­стий; обес­пе­чи­ва­ет транс­порт ор­га­ни­че­ских ве­ществ

ТКАНЬ

1)  фло­э­ма

2)  кси­ле­ма

3)  пе­ри­дер­ма

4)  эпи­дер­мис

5)  скле­рен­хи­ма

6)воз­ду­хо­нос­ная па­рен­хи­ма

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: A6Б3B1.

88.  
i

Фраг­мент мо­ле­ку­лы ДНК (двой­ная спи­раль) имеет длину 68 нм и со­дер­жит 120 ти­ми­ди­ло­вых нук­лео­ти­дов. Рас­счи­тай­те про­цент­ное со­дер­жа­ние гу­а­ни­ло­вых нук­лео­ти­дов, вхо­дя­щих в со­став дан­но­го фраг­мен­та ДНК, учи­ты­вая, что один виток двой­ной спи­ра­ли ДНК со­дер­жит 10 пар нук­лео­ти­дов и имеет длину 3,4 нм.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа без знака про­цен­тов, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

89.  
i

Опре­де­ли­те ткани цвет­ко­вых рас­те­ний по опи­са­нию:

ОПИ­СА­НИЕ

A)  вклю­ча­ет мерт­вые клет­ки со­проб­ко­вев­ши­ми обо­лоч­ка­ми; не­про­ни­ца­е­ма для воды и газов; вы­пол­ня­ет за­щит­ную функ­цию

Б)  со­сто­ит из круп­ных тон­ко­стен­ных кле­ток; со­став­ля­ет ос­нов­ную часть серд­це­ви­ны дре­вес­но­го стеб­ля; в ней от­кла­ды­ва­ют­ся пи­та­тель­ные ве­ществa

В)  яв­ля­ет­ся слож­ной тка­нью, со­сто­я­щей из не­сколь­ких типов кле­ток; ос­нов­ной ее функ­ци­о­наль­ный эле­мент со­сто­ит из мерт­вых кле­ток; обес­пе­чи­ва­ет транс­порт воды и рас­тво­рен­ных в ней ве­ществ

ТКАНЬ

1)  фло­э­ма

2)  кси­ле­ма

3)  пе­ри­дер­ма

4)  кол­лен­хи­ма

5)  за­па­са­ю­щая па­рен­хи­ма

6)  вер­ху­шеч­ная ме­ри­сте­ма

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: A6Б3B1.

90.  
i

Циф­рой 4 на ри­сун­ке обо­зна­чен:

1) над­зем­ным
2) ве­ге­та­тив­ным
3) ре­про­дук­тив­ным
4) спо­ро­об­ра­зу­ю­щим
91.  
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных утвер­жде­ния, ка­са­ю­щих­ся тка­ней цвет­ко­вых рас­те­ний:

 

1)  скле­рен­хи­ма обес­пе­чи­ва­ет транс­пи­ра­цию;

2)  фло­э­ма при­да­ет проч­ность раз­лич­ным ча­стям рас­те­ния;

3)  кам­бий и пе­ри­цикл от­но­сят­ся к об­ра­зо­ва­тель­ным тка­ням рас­те­ний;

4)  кси­ле­ма обес­пе­чи­ва­ет транс­порт воды и рас­тво­рен­ных в ней ве­ществ;

5)  эпи­дер­мис со­сто­ит из од­но­го слоя живых, плот­но при­ле­га­ю­щих друг к другу кле-

ток;

6)  ме­ри­сте­ма со­сто­ит из мерт­вых кле­ток с рав­но­мер­но утол­щен­ны­ми од­ре­вес­нев-

шими обо­лоч­ка­ми.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 13... .

92.  
i

Опре­де­ли­те ткани цвет­ко­вых рас­те­ний по опи­са­нию:

ОПИ­СА­НИЕ

A)  со­сто­ит из од­но­го слоя живых, плот­но при­ле­га­ю­щих друг к другу кле­ток; по­кры­ва­ет ли­стья, мо­ло­дые стеб­ли, цвет­ки и плоды

Б)  со­сто­ит из мерт­вых кле­ток с рав­но­мер­но утол­щен­ны­ми од­ре­вес­нев­ши­ми обо­лоч­ка­ми; при­да­ет проч­ность раз­лич­ным ча­стям рас­те­ния

В)  яв­ля­ет­ся слож­ной тка­нью, со­сто­я­щей из не­сколь­ких типов кле­ток; ос­нов­ной ее функ­ци­о­наль­ный эле­мент со­сто­ит из­мерт­вых кле­ток; обес­пе­чи­ва­ет транс­порт воды и рас­тво­рен­ных в ней ве­ществ.

ТКАНЬ

1)  фло­э­ма

2)  кам­бий

3)  кси­ле­ма

4)  пе­ри­дер­ма

5)  эпи­дер­мис

6)  скле­рен­хи­ма

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: A6Б3B1.

93.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для фло­эмы по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний:

 

а  — от­но­сит­ся к об­ра­зо­ва­тель­ным тка­ням

б  — вхо­дит в со­став серд­це­ви­ны стеб­ля де­ре­вьев

в  — обес­пе­чи­ва­ет транс­порт ор­га­ни­че­ских ве­ществ

г  — со­сто­ит из си­то­вид­ных тру­бок, кле­ток-спут­ниц, кле­ток ос­нов­ной и ме­ха­ни­че­ской тка­ней

1) а, г
2) б, в
3) в, г
4) толь­ко г
94.  
i

Бо­ко­вой орган по­бе­га обо­зна­чен на ри­сун­ке циф­рой:

1) 5
2) 2
3) 3
4) 4
95.  
i

Оха­рак­те­ри­зуй­те сте­бель цвет­ко­вых рас­те­ний:

 

а  — вы­пол­ня­ет опор­ную функ­цию

б  — может вет­вить­ся бла­го­да­ря раз­ви­тию бо­ко­вых и при­да­точ­ных почек

в  — в со­став коры вхо­дит луб

г  — рас­тет в тол­щи­ну за счет де­ле­ния кле­ток серд­це­ви­ны

д  — вы­пол­ня­ет функ­цию спо­ро­об­ра­зо­ва­ния

1) а, б, в
2) а, б, г
3) а, в, г
4) б, в, д
96.  
i

Доля не­усво­ен­ной пищи у кон­су­мен­та тре­тье­го по­ряд­ка со­став­ля­ет 40 %, при­чем на при­рост био­мас­сы он за­тра­чи­ва­ет 20 % усво­ен­ной энер­гии, а осталь­ная энер­гия рас­хо­ду­ет­ся на про­цес­сы жиз­не­де­я­тель­но­сти. Какое ко­ли­че­ство энер­гии (ккал) рас­хо­ду­ет­ся на про­цес­сы жиз­не­де­я­тель­но­сти, если на пер­вом тро­фи­че­ском уров­не запас энер­гии со­став­ля­ет 1,25 · 105 ккал, а пе­ре­да­ча энер­гии с пер­во­го тро­фи­че­ско­го уров­ня на вто­рой и со вто­ро­го на тре­тий про­те­ка­ет в со­от­вет­ствии с пра­ви­лом 10 %?

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде цр­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

97.  
i

В ла­бо­ра­то­рии сту­ден­ты изу­ча­ют мо­но­со­мию. В их рас­по­ря­же­нии име­ет­ся семь об­раз­цов кле­ток рас­те­ний (об­ле­пи­ха, редь­ка, вишня), со­дер­жа­щих раз­ное ко­ли­че­ство хро­мо­сом:

1)  31; 2) 19; 3)72; 4) 17; 5) 33; 6) 23; 7) 25.

 

Ука­жи­те но­ме­ра трех об­раз­цов, ко­то­рые яв­ля­ют­ся объ­ек­та­ми дан­но­го ис­сле­до­ва­ния, если из­вест­но, что га­п­ло­ид­ный набор хро­мо­сом у об­ле­пи­хи равен 12, у редь­ки  — 9, у вишни  — 16 и каж­дый мо­но­со­мик об­ра­зо­вал­ся в ре­зуль­та­те му­та­ции по одной паре хро­мо­сом.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 135.

98.  
i

Со­ставь­те цепь вы­еда­ния, ис­поль­зуя пять под­хо­дя­щих эле­мен­тов из пред­ло­жен­ных:

1)  галка;

2)  яст­реб;

3)  не­ре­ис;

4)  пше­ни­ца;

5)  клещ-пу­хо­ед;

6)  дож­де­вой червь;

7)  са­ран­ча пе­ре­лет­ная.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 52314.

99.  
i

Ко­рень цвет­ко­вых рас­те­ний:

 

а  — яв­ля­ет­ся ве­ге­та­тив­ным ор­га­ном

б  — на­чи­на­ет вет­вить­ся в зоне про­ве­де­ния

в  — рас­тет в длину за счет де­ле­ния кле­ток кор­не­вой шейки

г  — может об­ра­зо­вы­вать ми­ко­ри­зу

д  — у мно­го­лет­них рас­те­ний может ви­до­из­ме­нять­ся в кор­не­ви­ще

1) а, б, г
2) а, г, д
3) б, в, д
4) толь­ко а
100.  
i

Для каж­дой ткани (струк­тур­но­го эле­мен­та) рас­те­ния ука­жи­те функ­цию, ко­то­рую глав­ным об­ра­зом она (он) вы­пол­ня­ет:

ТКАНЬ (СТРУК­ТУР­НЫЙ ЭЛЕ­МЕНТ)

A)  со­су­ды

Б)  лу­бя­ные во­лок­на

В)  проб­ко­вый кам­бий

Г)  хло­ро­фил­ло­нос­ная парёнхима

ФУНК­ЦИЯ

1)  опор­ная

2)  фо­то­син­тез

3)  рост по­бе­га в длину

4)  запас пи­та­тель­ных ве­ществ

5)  об­ра­зо­ва­ние новых кле­ток проб­ки

6)  про­ве­де­ние про­дук­тов фо­то­син­те­за

7)  про­ве­де­ние воды и ми­не­раль­ных солей

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б1B4Г2.